О фарфоровых статуэтках
Фарфор был всегда предметом роскоши. Наличие в доме хорошего фарфора говорит о состоятельности и хорошем вкусе хозяев!
В начале 18 века в Европе и в России была разгадана одна из величайших тайн Востока – был воссоздан рецепт китайского фарфора. Это стало невероятным событием и началом новой эпохой в искусстве и культуре. И после этого мода на фарфор охватила сначала высший свет, а потом и весь мир.
1730-1735 годы можно считать годами рождения художественного фарфора – фарфоровых статуэток. В Дрездене двум скульпторам Кендлеру и Кирхнеру поручили изготовить для королевского дворца скульптуры животных на Майсенской мануфактуре. Современные поклонники и коллекционеры фарфоровых фигур обязаны знать имя основателя европейской фарфоровой скульптуры – Иоганна Иоахима Кендлера. Его эскизы и его произведения в стиле позднего барокко до сих пор выглядят необыкновенно красиво а его формы и сюжеты до сих пор служат образцом подражания.
Независимо от саксонской мануфактуры Майсена, в России заветную формулу фарфора вывел русский ученый, горный инженер Дмитрий Виноградов. Первый сервиз, сделанный под его руководством, назывался "Собственный", по заказу Елизаветы Петровны. При участии Виноградова было изготовлено и множество декоративных элементов, цветочных гирлянд для ваз, подсвечников.
В 1730-х годах декоративные изделия из фарфора использовались в основном для оформления праздничного стола. Группа из фарфоровых птиц, фруктов, цветов, охотников и собак, домики и деревья, очень модные тогда фигуры арлекинов, пастушек и горничных украшала богато сервированный стол и говорила о высоком статусе хозяина дома, о его богатстве, влиятельности и безупречном вкусе. Такая композиция на столе называлась на французский манер – сюрту де табль. Главным образом на столе. Потому что после ухода гостей роскошная композиция оставалась на столе в качестве постоянного декоративного украшения. Пример такой композиции из фарфора можно увидеть в столовой в московской усадьбе Кусково.
В 1741 году уже создан рельеф в виде корзиночного плетения (озье, ивовая плетенка), в Лебедином сервизе для фон Брюля, авторы – все тот же кудесник Кендлер и его коллега Эберлейн.
Прекрасный образчик стиля шинуазри: парная фарфоровая статуэтка изображает мужчину с литаврами и женщину с попугаем на руке. Пара одета в китайские костюмы.1740-1750 годы – высший свет переживал, как в наше время сказали бы, бум на неповторимые маленькие фарфоровые скульптуры. Масоны и пастухи, дамы и кавалеры, сцены крестьянской и охотничьей жизни, военные сцены, обезьяньи оркестры в стиле шинуазри, дети-садовники и дети-птичники.
Во второй половине 18 века был расцвет фарфорового искусства и в Европе, и в России. Из фарфора делали все предметы столовой сервировки и большое количество предметов интерьера. Фигурки, изображающие дам и кавалеров, животных и птиц, были одновременно и солонками, и перечницами, и соусниками. А какие были сервизы! Расцветом фарфорового дела в России считается эпоха Екатерины Второй. По ее заказу были сделаны сервизы "Арабесковый", "Яхтинский", "Кабинетный". При Екатерине Великой императорский завод выпускал ансамбли, насчитывавшие до тысячи предметов, включая, естественно, фарфоровую скульптуру.
Во времена Павла Первого вошли в моду небольшие сервизы для семейного пользования и сервизы для двоих. Эти эпохи так и вошли в историю – Екатерининский и Павловский фарфор.
Фарфор в те времена не был тиражируемым, это все были единичные экземпляры.
В конце 18 века идеи эпохи Просвещения, настроения Французской Революции, долгое время будоражившие умы людей и повлиявшие на моду, война 1812 года – все это сильно изменило общество. Поменялась идеология общества, задачи и, разумеется, вкусы. Дворцовое барокко стало неприемлемым для просвещенных людей и патриотов. Это была эпоха классицизма. Убранство помещений претерпевает коренные изменения. В моде – античность и строгость, военная тематика и имперские символы. Фарфоровые фигуры напоминают античную мраморную скульптуру. Делаются из белого бисквита, используется золото, черный и бронзовый цвета, королевский синий, богатый декор. И продолжение классицизма, стиль ампир, расцвел в России в эпоху Александра Первого.
Красивые небольшие парные фарфоровые вазы! Ручная роспись кобальтом с цветочным узором в мейсенском стиле! Великолепные старинные интерьерные предметы!В интерьере до 1820-х годов продолжают царить традиции начала века. Имперский стиль, сначала изящный и легкий, затем роскошный и помпезный, ампир владел модой и диктовал свои правила. В интерьере было мало тканей (Лион с его шелками был разграблен во время войны), окна декорировались ламбрекенами в виде знамен (идея великой Жозефины), живописи и вообще картин на стенах практически не было, стены были ровные и холодные, свободные от росписи. Зато был всегда расписан потолок, обязательно с традиционными элементами ампира – изображениями музыкальных инструментов, мифологических сюжетов, военных доспехов, рога изобилия, факела, лебедя. Вазы использовались по прямому назначению – под цветы. Ампир обогатил интерьеры в Европе и в России функциональными помещениями – библиотеками, где были столы-секретеры. Посуду и вообще фарфор уместно было держать только в столовых. Был культ сервизов с военной, египетской и античной тематикой. Стол сервировали строго. Вазы, канделябры и вазоны стояли вместе, группой, на бронзовом или золотом подносе с бортиком. По отдельности эти вещи использовать было некорректно. На каминной полке – тоже строгая композиция – каминные часы, бронзовая или каменная скульптура, ваза. И не больше. Мебель строго расставлялась вдоль стен. Модно было оформлять комнаты в виде походных палаток, эдаких шатров. Стиль ампир очень ярко представлен в Мальмезоне, Павловске, Михайловском, Елагинском дворцах, доме-музее Станиславского в Москве.
Однако в модный ампир переделывали не все комнаты, а только парадные. Рабочие и жилые комнаты оставляли в покое, ведь люди жили в своем доме, а не в ампире, и в жизни разные комнаты во все времена украшали по-разному.
Что же происходит в 1830-е годы? Внимание человека обращается на уютное и комфортное устройство быта. Начинается время роскоши и неги. Появляется мебель нового типа – на пружинах (вместо конского волоса и морских водорослей). Этикет начинал меняться и требовал ленивости. Аристократы перестали воевать, они стали придворными. И интерьер отражает это состояние. Мебель стали вольно ставить в центре комнаты. Появилась новая мода – горки с коллекциями декоративного фарфора. Дорогие и хрупкие предметы закрываются стеклянными колпаками и производятся уже с этими колпаками. Декоративные вещи в интерьере стали играть значительную роль, их вновь стали ценить и демонстрировать гостям. Появилось много красивой посуды, витрин с посудой, и стало меньше правил этикета. Горки с фарфором размещали не только в столовых, но и в кабинетах и гостиных. Стала модной скученность мелких предметов. Появилась сонетка – колокольчик на ленте. Это начинался стиль бидермайер. Кабинеты в богатых домах совмещали с картинной галереей. Появились диванные комнаты, они были устроены на турецкий манер, в них много курили, пили кофе, там на стенах висели сабли и фески. Это была мужская комната. А дамы собирались в будуаре, где был уголок для вышивания, зеркало-псише, туалетный стол. И, конечно, сервизы – эгоист, тет-а-тет, детские сервизы, гувернантские. Вместе с сервизами выпускались и фарфоровые фигурки к ним. Цветы, танцовщицы подчеркивали изящество и тонкий вкус хозяйки будуара. Туалетный стол чем был меньше, тем столичнее и богаче был дом. В семьях небольшого и среднего достатка вместо туалетных столов ставили большие комоды.
Парные фарфоровые статуэтки в стиле рококо исполненные в коричнево-бежевой-золотой гамме. Спокойная изысканная роспись придает очарование и благородство старины! Тончайший узор ручной работы украшает изысканные одежды дамы и кавалера. С большой любовью расписаны лица молодых людей!И вот пришел новый стиль – второе рококо, это 1840-1860-е годы. Это был новый этикет. Все убранство должно было быть дорогим, с золотом, с богатой обивкой. Интерьерной логики уже нет, она не нужна. Все было подчинено приятному досугу большого количества людей. Однако качество отделки упало, при большом количестве декора можно увидеть вялую архитектуру мебели и деталей интерьера. Купечество для удешевления вещей еще больше упростило отделку. Рококо позволяет ставить вещи небрежно. Интерьеров первого рококо не сохранилось, поэтому эталоном интерьеров стало второе рококо.
В эту эпоху появилось зеркало на потолке. Вошли в моду фарфоровые люстры, представляющие собой причудливую композицию из диковинных фруктов, птичек, младенцев-путти, морских ракушек и завитков. Одну из таких люстр можно увидеть в Юсуповском дворце в Санкт Петербурге, на втором этаже. Интерьеры делали фантазийными, это были интерьеры-сказки с большим количеством цветов и жардоньерок.
С уходом ампира стили в чистом виде ушли из интерьеров, их место заняла мешанина стилей. Последующие эпохи называют стилем историзм. Иногда кто-то пытается бороться за чистоту стиля. Но сейчас это практически невозможно, дом устает от одного стиля в интерьерах.
Фарфор до 1850 года делался на заказ, вопрос о прибыли не стоял. Производство было длительным, высокохудожественным и убыточным. С 1850 года встала проблема прибыли фарфоровых заводов, и качество стало снижаться.
В это время эклектика в России выходит на уровень ретроспективы, появляются профессионалы, которые стали работать с документализацией интерьеров. Конечно, хотелось иметь подлинники. Но их уже почти не было. Появились термины стиль, стилизация. Это было новое отношение к интерьерам. Для воссоздания стиля брали подлинные вещи из 18 века, а все остальное делали белым рокайльным фоном (это в России, а во Франции это был стиль Наполеона Третьего). Этот стиль взяла аристократия конца 19 века, а купечество пошло по пути неорусского стиля. Купечество было новым классом, трудовым, малообразованным, разбогатевшим, и оно было основным потребителем псевдорусского стиля. До этого император задавал тон, аристократия и дворянство. Во второй половине 19 века дворянство обедняется. И купечество начинает влиять на моду. Их представление о красивом – простое, родное, но очень богатое. За образованием купечество обратится позже. Это были новые русские люди. Предметы создавали ремесленники, которые, не имея образования, не могли сопротивляться плохим эскизам художников.
В 1851 году в Лондоне состоялась всемирная выставка промышленных работ всех народов. На выставке собирается огромное количество предметов из разных стран. А стиль один – второе рококо. Индивидуального стиля нет ни у кого. Ушло разнообразие. Принцесса Елизавета и принц Альберт в Англии создают музей декоративно-прикладных искусств, чтобы создать новую школу ремесел. Создаются новые ремесленные школы – сначала в Англии, потом в Петербурге и Москве (Строгановское училище). Ремесленники отправлялись в деревни изучать новые ремесла. И создавали на их базе новые вещи.
Императорский Фарфоровый Завод и выпускает в это время много сервизов на водочную тему. Появляется новая фарфоровая пластика – фигурки с размытыми очертаниями, изображающие мужичков и баб, сценки русского быта. Эта традиция идет от деревянных русских игрушек и фигурок.
Редкая фарфоровая статуэтка Моцарта со скрипкой и нотами своего нового сочинения. Тонкая высококлассная работа старых австрийских мастеров фабрики Гольдшейдера (Goldscheider), отличный коллекционный экземпляр и великолепный подарок поклонникам музыки!И уже в 20 веке, во времена модерна, в интерьере сохранялась общая идея, которая могла включать в себя самые разные стили. Было желание быть непохожим на остальных. Все выделялись из всех. Мотивов модерна много – и рококо, и восточные стили, и национальные. А с 1910 года опять возвращается классицизм.
В наше время интерес к старинному фарфору огромен. Использование старых вещей в интерьере – это залог хорошего авторского дизайна.
Многие вещи еще недавно были везде в большом количестве. Потом стали пропадать. Потом стали редкостью. Сейчас тоже есть вещи, которых пока много. Их надо приобретать, пока есть возможность.
Старинные вещи, особенно антикварный фарфор, показывают знания и вкус владельца дома и повышают статус дома. Даже простой лаконичный интерьер может стать изящным и наполненным духом времени, если есть старая, даже недорогая хорошая вещь.
И еще. Предметы интерьера надо изучать и уметь ими грамотно распоряжаться, то есть уметь правильно выстраивать и подавать их в помещениях.
Автор текста:
Светлана Кудрявцева, дизайнер.